Подписано 8 ноября 2017 года в рамках VII Ежегодном международном партнеринг-форуме «Life Sciences Invest. Partnering Russia»

Соглашение направлено на реализацию Решения Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 2017 г., основным вектором которого является создание системы кадрового обеспечения процессов перехода экономики к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию рынков новых продуктов и услуг в рамках научно-технологической инициативы, в том числе в области медицины и фармацевтики (рынки НТИ HealthNet, NeuroNet).

В постановлении Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 91 «О Федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (далее – ФЦП ФАРМА 2020) в качестве основного приоритета для фармацевтической промышленности обозначен ее переход на инновационную модель развития и поставлены конкретные задачи: повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической продукции, увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической промышленности, вывод на рынок инновационных лекарственных препаратов отечественного производства. В логике ФЦП ФАРМА 2020 лежат и задачи локализации производства фармсубстанций из перечня стратегически значимых лекарственных средств на территории Российской Федерации, поставленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2010 г. № 1141-р.

Переход на инновационную модель предполагает развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области разработки лекарственных средств и технологического процесса, а также дальнейшее внедрение разработок в производство. Указанные тренды обусловливают необходимость подготовки высококвалифицированных кадров нового типа, отвечающих современным вызовам и обладающих как междисциплинарными компетенциями, так и компетенциями в области управления интеллектуальной собственностью.

 

Планируемые направления сотрудничества в рамках соглашения:

—       совместная разработка и реализация практико-ориентированной образовательной программы MBA «Управление интеллектуальной собственностью фармацевтических компаний», направленной на формирование у слушателей компетенций, необходимых для внедрения в промышленное производство наукоемких технологий, и основанной на привлечении к образовательному процессу сотрудников высокотехнологичных компаний фармацевтической отрасли;

—      совместная разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области управления интеллектуальной собственностью на различных этапах обращения лекарственных средств (целевая аудитория: специалисты в сфере R&D (поиска и валидации мишеней, поиска и выбора активных молекул, фармацевтической разработки лекарственных форм), доклинических и клинических исследований, в сфере технологий производства активных фармацевтических субстанций и лекарственных средств и пр.);

—      совместная разработка и реализация междисциплинарных массовых он-лайн курсов (МООК), направленных на формирование компетенций в сфере интеллектуальной собственности у специалистов, сфера деятельности которых связана с коммерциализацией результатов научной деятельности в сфере фармацевтики;

—      совместная разработка и реализация сетевых магистерских программ подготовки кадров, обладающих компетенциями в области управления интеллектуальной собственностью в условиях создания производств полного цикла новых активных фармацевтических субстанций, лекарственных средств и медицинских изделий на территории Российской Федерации, а также в условиях формирования новых рынков НТИ «NeuroNet» и «HealthNet».

Реализация совместных программ предполагается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Это позволит увеличить экспорт образовательных услуг по разработанным программам в государства – участники Евразийского экономического союза, что особенно актуально в условиях создания единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий на территории ЕАЭС.

Для масштабного внедрения механизмов реализации статьи 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273), в том числе в части формирования сетевых магистратур, необходимо принятие следующих мер.

1.      Определить порядок лицензирования образовательных программ в сетевой форме, в т.ч. программ с использованием ресурсов иностранных образовательных организаций (требуется внесение изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966).

2.      Доработать процедуру государственной аккредитации образовательных программ в сетевой форме в части:

a.      совершенствования порядка аккредитационной экспертизы;

b.      упрощения требований к комплекту документов при подаче заявления о государственной аккредитации образовательных программ (требование к представлению в Рособрнадзор при подаче заявления образовательной программы в полном объеме является избыточным).

Таким образом, требуется внесение изменений в Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039.

3.      Изложить пункт 3 части 3 статьи 15 ФЗ-273 в следующей редакции:

«3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, привлекаемых организацией к реализации образовательных программ посредством сетевой формы

Оперативно достичь значимых результатов в совместной реализации сетевых магистерских программ (с 2018 года) позволит лицензирование СПХФА направления подготовки высшего образования – магистратуры 27.04.08 Управление интеллектуальной собственностью, уже имеющееся в лицензии РГАИС.

Это обеспечит гарантированную легализацию разработанных РГАИС и СПХФА сетевых магистерских программ в условиях отсутствия формализованных требований  к обеспечению лицензионных условий реализации программ в сетевой форме.